Транспортировка нефти

Транспортировка нефти

КМГ завершил расширение нефтетранспортной инфраструктуры по доставке углеводородов на экспортные рынки. В среднесрочной перспективе приоритетными будут:

  • повышение загрузки созданных мощностей через рост привлекательности и конкурентоспособности маршрутов транспортировки нефти по нефтетранспортным системам КМГ;
  • развитие дополнительных экспортных маршрутов;
  • контроль за операционными затратами.

Транспортировка нефти в КМГ представлена двумя видами — магистральными трубопроводами и морским флотом.

Показатель Транспортировка магистральными трубопроводами Транспортировка морским флотом
Управляющая компания КТО ККТ МТ КТК Казмортрансфлот (КМТФ)
Доля КМГ КМГ: 90 %10 % акций принадлежат миноритарным акционерам, которые приобрели их в рамках программы «Народное IPO». КТО: 50 % КТО: 51 % КМГ: 20,75 % КМГ: 100 %
Основные направления Экспорт в Европу и Китай, внутренний рынок Экспорт в Китай, внутренний рынок Экспорт в Китай, внутренний рынок Экспорт в Европу Экспорт в Европу
Основные маршруты
  • НПЗ Казахстана;
  • Узень — Атырау — Самара;
  • перевалка нефти в системы КТК и Атасу — Алашанькоу, перевалка нефти в порту Актау

Атасу — Алашанькоу;

Кенкияк — Кумколь

Кенкияк — Атырау Тенгиз — Новороссийск
  • Черное море;
  • Средиземное море;
  • Каспийское море
Общая протяженность, км 5 373 1 759 449 1 510 н/п
Мощность, млн тонн в год

17,5Мощность участка Атырау — Самара.

5,2Мощность порта Актау (причалы КТО, налив).

20 6 81,5 н/п

Трубопроводная инфраструктура

Трубопроводная инфраструктура Казахстана принадлежит национальному оператору по магистральному нефтепроводу — КТО, его двум совместным предприятиям (ККТ и МТ), а также КТК. Действующая трубопроводная инфраструктура страны обладает достаточным потенциалом для увеличения объемов транспортировки нефти с перспективных проектов.

АО «КазТрансОйл» — национальный оператор по магистральному нефтепроводу Республики Казахстан. Компания владеет разветвленной сетью магистральных нефтепроводов общей протяженностью 5 373 км, к которой подключены практически все нефтяные месторождения страны. Компания обеспечивает транспортировку нефти на четыре крупнейших НПЗ Казахстана, а также транспортирует нефть на экспорт по нефтепроводу Атырау — Самара, осуществляет перевалку нефти в экспортные нефтепроводы КТК и Атасу — Алашанькоу, отгрузку нефти в танкеры в порту Актау и на железнодорожный транспорт. Транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам обеспечивается 36 нефтеперекачивающими станциями (НПС), 67 печами подогрева нефти, резервуарным парком для хранения нефти общим объемом 1,4 млн м3. КТО также оказывает услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию магистральных нефтепроводов ККТ, МТ, КПО, КТК‑К, АО «Тургай‑Петролеум» и магистрального водовода ТОО «Магистральный водовод».

ТОО «Казахстанско‑Китайский Трубопровод» является владельцем нефтепроводов Атасу — Алашанькоу протяженностью 965 км и Кенкияк — Кумколь протяженностью 794 км. ККТ осуществляет транспортировку казахстанской и транзитной российской нефти в Китай, а также на внутренний рынок Казахстана.

ТОО «СЗТК «МунайТас» является владельцем магистрального нефтепровода Кенкияк — Атырау протяженностью 455 км. В 2018 году компания приступила к реализации проекта реверса данного нефтепровода с целью обеспечить поставку западноказахстанской нефти на НПЗ Республики Казахстан и нивелировать эффект снижения добычи нефти в Актюбинской и Кызылординской областях, а также обеспечить экспорт в Китай. C середины 2021 года обеспечена возможность перекачки западноказахстанской нефти в реверсном направлении через НПС «Аман» в объеме до 6 млн тонн в год.

«Каспийский Трубопроводный Консорциум» — международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих игроков отрасли, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью 1 510 км (из них 452 км — казахстанский участок). Нефтепровод КТК является одним из приоритетных направлений экспортных поставок казахстанской нефти и соединяет казахстанское нефтяное месторождение Тенгиз с нефтяным терминалом «Южная Озереевка» на Черном море (вблизи порта Новороссийск). Транспортировка нефти по нефтепроводу КТК обеспечивается 15 НПС, резервуарным парком для хранения нефти общим объемом 1 млн м3 и тремя выносными причальными устройствами на морском терминале.

В связи с увеличением добычи нефти на Тенгизе и Кашагане в 2019 году акционерами КТК принято решение о реализации проекта устранения узких мест трубопроводной системы КТК. С 2023 года обеспечена готовность к увеличению объемов перекачки до 81,5 млн тонн в год (в том числе на казахстанском участке — до 72,5 млн тонн в год).

Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам

Объем транспортировки нефтиКонсолидированный объем транспортировки нефти учитывает объем транспортировки каждой отдельной трубопроводной компании с учетом операционной доли КМГ (за исключением КТО). Часть объемов нефти может транспортироваться двумя или тремя трубопроводными компаниями, соответственно, эти объемы учитываются более одного раза в консолидированном объеме транспортировки нефти.тыс. тонн
Компания 2021 2022 2023
КТО (100 %) 41 224 40 656 44 188
  • экспорт
14 296 12 762 16 618
  • транзит
9 989 9 989 10 143
  • внутренний рынок
16 939 17 905 17 426
ККТ (100 %) 17 412 19 236 18 806
  • экспорт
967 1 290 1 209
  • транзит
9 979 9 980 9 979
  • внутренний рынок
6 465 7 966 7 618
МТ (100 %) 4 273 5 606 5 527
  • экспорт
1 572 1 188 1 114
  • внутренний рынок
2 701 4 418 4 413
КТК (100 %), экспорт 60 728 58 711 63 474
Объем транспортировки нефти на долю КМГКонсолидированный объем транспортировки нефти учитывает объем транспортировки каждой отдельной трубопроводной компании с учетом операционной доли КМГ (за исключением КТО). Часть нефти может транспортироваться двумя или тремя трубопроводными компаниями, соответственно, эти объемы учитываются более одного раза в консолидированном объеме транспортировки нефти.тыс. тонн
Компания 2021 2022 2023
КТО (100 %)Объем транспортировки КТО представлен на 100 %, так как КМГ полностью контролирует операционную деятельность актива. 41 224 40 656 44 188
ККТ (50 %) 8 706 9 618 9 403
МТ (51 %) 2 179 2 859 2 819
КТК (20,75 %) 12 601 12 183 13 171
Всего 64 710 65 316 69 581
Структура транспортировки нефти по направлениям за 2023 год, %
КТО
ККТ
МТ
КТК
Грузооборот нефти, млн тонн × км
Компания 2021 2022 2023
КТО (100 %) 35 162 34 261 34 208
ККТ (100 %) 15 592 17 314 16 872
МТ (100 %) 1 725 2 265 2 236
КТК (100 %) 79 446 78 154 83 959
Грузооборот нефти на долю КМГ, млн тонн × км
Компания 2021 2022 2023
КТО (100 %) 35 162 34 261 34 208
ККТ (50 %) 7 796 8 657 8 436
МТ (51 %) 879 1 155 1 141
КТК (20,75 %) 16 485 16 217 17 422

В 2023 году консолидированный объем транспортировки нефти по магистральным трубопроводам на долю КМГ увеличился на 6,5 % и составил 69 581 тыс. тонн. Рост обусловлен увеличением транспортировки нефти на экспорт по системе «КазТрансОйла» в направлении Германии, отгрузки нефти через порт Актау в направлении Баку — Тбилиси — Джейхан, а также сдачи нефти с Кашаганского месторождения в систему КТК.

Объем транспортировки нефти отдельно по системе магистральных нефтепроводов (МН) КТО составил 44 188 тыс. тонн, что на 3 533 тыс. тонн больше, чем в 2022 году, в основном за счет экспортного направления. Транспортировка нефти на внутреннем рынке в направлении казахстанских НПЗ уменьшилась относительно аналогичного периода прошлого года по причине плановых остановок на ремонт НПЗ ПКОП в марте 2023 года и НПЗ ПНХЗ в середине лета 2023 года.

По итогам отчетного года отмечается повышение на 8,1 % объемов транспортировки на КТК. Данный рост в основном связан с увеличением сдачи нефти кашаганскими грузоотправителями. В 2023 году наблюдались ограничения отгрузок на КТК, связанные с неблагоприятными метеоусловиями в районе операционной деятельности на морском терминале.

Тарифы по магистральной транспортировке нефти

Тарифы на транспортировку нефти на внутренний рынок Казахстана подлежат государственному регулированию.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года № 204‑VI «О естественных монополиях» услуги по транспортировке нефти в целях транзита через территорию страны и экспорта за ее пределы не входят в сферу естественных монополий.

Тарифы на транспортировку нефти на внутренний рынок, тенге за тонну на 1 тыс. км
Компания 2021 2022 2023
КТО 4 356 (с 01.12.2021 — 4 328) 4 356 4 602
ККТ 4 323,7 4 359 4 359
МТ 5 912 5 912 5 912
Средневзвешенные тарифы на транспортировку нефти на экспорт
Компания 2021 2022 2023
КТО, тенге за тонну на 1 тыс. км 7 359 8 831 9 490
ККТ, тенге за тонну на 1 тыс. км 6 799 6 799 6 799
МТ, тенге за тонну на 1 тыс. км 5 912 5 912 5 912
КТК, долл. США за тонну 36 36 36
Тарифы на транзит нефти в Китай, долл. США за тонну
Компания 2021 2022 2023
КТО 4,23 4,23 4,23
ККТ 10,77 10,77 10,77

В 2023 году выполнены следующие основные мероприятия по повышению энергоэффективности:

  1. Замена силовых трансформаторов ТМ на энергоэффективные типа ТМГ: ПНУ. АВП «Прииртышск» — 2 шт.
  2. Магистральный нефтепровод Павлодар — Шымкент. Модернизация линейных пунктов контроля и управления, средств ЭХЗ с реконструкцией систем электроснабжения объектов магистрального нефтепровода на участке 1 499,9–1 572,1 км.
  3. Реконструкция магистральной насосной НПС «Жетыбай». В 2023 году была произведена поставка оборудования, завершение планируется в 2024 году.

В 2024 году планируется выполнение следующих мероприятий:.

  1. Модульная насосная установка. НПС «Жетыбай». Реконструкция магистральной насосной. Реализация/завершение.
  2. Замена подпорного насосного агрегата НГПНА 3600‑120 на АНЦН‑Е 1600‑100 (1 ед.) ПНУ. ГНПС «Павлодар».
  3. Проведение очередного планового энергоаудита в АО «КазТрансОйл».

Диверсификация маршрутов транспортировки нефти

КМГ планомерно реализует инициативы по развитию дополнительных маршрутов транспортировки казахстанской нефти на экспорт.

Поставка нефти через порт Актау в направлении Азербайджана

В ноябре 2022 года КМГ и Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики SOCAR заключили Генеральное соглашение в отношении транзита сырой нефти. Соглашение предусматривает транспортировку 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год через порт Актау, далее через Баку по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан. Цель соглашения — укрепление сотрудничества между Казахстаном и Азербайджаном в сфере энергетики, диверсификация маршрутов экспорта казахстанской нефти, развитие нефтяной инфраструктуры региона. Заключение данного документа является важным шагом для обеих стран.

В марте 2023 года начата отгрузка тенгизской нефти из порта Актау в направлении Баку, в апреле — с порта Джейхан. По итогам 2023 года из порта Актау отгружено 1 057 тыс. тонн.

Поставка нефти в Германию

В феврале 2023 года начаты поставки казахстанской нефти в Германию (НПЗ в г. Шведт) по нефтепроводу «Дружба». По итогам 2023 года из ресурсов КПО транспортирована нефть в объеме 993 тыс. тонн. Германская сторона выражает заинтересованность в увеличении объемов поставок казахстанской нефти до 200 тыс. тонн в месяц (2,4 млн тонн в год). В декабре 2023 года продлен текущий договор поставок из ресурсов КПО на шесть месяцев — с января по июнь 2024 года (100 тыс. тонн в месяц) с возможным продлением до конца 2024 года, а также ведется поиск дополнительных объемов нефти.

Расширение нефтепровода Казахстан — Китай

В мае 2023 года между компаниями КМГ и CNPC достигнута договоренность о проведении предварительного исследования по расширению нефтепроводов Кенкияк — Атырау и Кенкияк — Кумколь, которое закреплено в Соглашении о расширении стратегического сотрудничества в нефтегазовой отрасли. В целях реализации данного соглашения состоялись рабочие встречи КМГ с представителями CNPC при участии представителей АО «КазТрансОйл», ТОО «Казахстанско‑Китайский Трубопровод» и ТОО «СЗТК «МунайТас». КМГ совместно с Министерством энергетики Республики Казахстан проведена работа по определению ресурсной базы для нефтепровода Казахстан — Китай. Кроме того, министерством с учетом разработанного долгосрочного баланса добычи и распределения нефти определен базовый долгосрочный сценарий поставки нефти на ПКОП, предусматривающий необходимость расширения нефтепроводов Атырау — Кенкияк до 15 млн тонн в год и Кенкияк — Кумколь до 20 млн тонн в год. Сторонами прорабатываются вопросы разработки ТЭО проекта расширения вышеуказанных нефтепроводов.

Транспортировка нефти морем

Транспортные активы

ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» (КМТФ) является национальным морским перевозчиком Республики Казахстан.

Основные виды деятельности:

  • транспортировка нефтеналивных грузов в Каспийском море и открытых морях;
  • транспортировка контейнерных и сухих грузов;
  • предоставление услуг вспомогательного сервисного флота по обслуживанию нефтяных проектов.

Основные маршруты морской транспортировки нефти:

  • маршруты в акватории Каспийского моря;
  • маршруты в акваториях Черного и Средиземного морей.

В состав активов КМТФ входят:

  • нефтеналивной флот: танкеры типа Aframax, «Алтай» и «Алатау» (каждый дедвейтом 115 тыс. тонн), танкеры «Астана», «Алматы» и «Актау» (каждый дедвейтом 12 тыс. тонн), танкеры Taraz и Liwa (каждый дедвейтом 8 тыс. тонн);
  • контейнерный флот: «Барыс», «Сункар» и «Беркут» (каждый вместимостью 350 ДФЭ);
  • сухогрузный флот: «Бекет Ата» и «Туркестан» (каждый дедвейтом 5 тыс. тонн);
  • буксирный флот: «Талас», «Эмба» и «Иргиз».

КМТФ совместно с Abu Dhabi Ports Group (AD Ports Group) создал пул танкеров в открытых морях (в Черном и Средиземном морях). Цель пула — оптимизация расходов на транспортировку нефти, увеличение возможностей КМГ по экспорту нефти, укрепление сотрудничества между КМГ и AD Ports Group. Пул состоит из четырех танкеров Aframax: два принадлежат КМТФ, еще два — AD Ports Group). В данный момент КМГ ведет переговоры с Chevron Tankers о заключении долгосрочного договора на транспортировку нефти в открытых морях (из портов Новороссийск и Джейхан). В случае достижения договоренностей пул танкеров будет расширен на один или два танкера Aframax. Это сотрудничество является важным шагом для КМГ в развитии экспортного потенциала.

Объем перевозки

Общий объем морской транспортировки нефти в 2023 году увеличился на 1 435 тыс. тонн в сравнении с 2022 годом и составил 10 778 тыс. тонн. Повышение объемов транспортировки произошло в основном за счет увеличения экспорта казахстанской нефти по маршрут порт Актау — порт Баку и далее по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан.

Объемы транспортировки нефти, тыс. тонн
Море 2021 2022 2023
Черное и Средиземное 9 318 8 733 10 045
Каспийское 537 610 733
Всего 9 855 9 343 10 778

Мероприятия, выполненные в 2023 году

По итогам 2023 года КМТФ добился значительных успехов в реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие альтернативных маршрутов экспорта казахстанской нефти, укрепление инвестиционного сотрудничества с зарубежными партнерами, развитие морского торгового флота Республики Казахстан.

Ключевые достижения КМТФ в 2023 году

  1. Создание совместного предприятия с Abu Dhabi Ports Group (AD Ports Group):
    • в январе 2023 года КМГ и AD Ports Group подписали соглашение о стратегическом партнерстве;
    • в феврале 2023 года на территории Международного финансового центра «Астана» создано совместное предприятие Caspian Integrated Maritime Solutions Ltd. (CIMS);
    • доля КМТФ в CIMS составляет 49 %, доля AD Ports Group — 51 %.
  2. Приобретение двух нефтеналивных танкеров:
    • в апреле 2023 года CIMS приобрела два нефтеналивных танкера дедвейтом 8 тыс. тонн;
    • танкеры Taraz, Liwa прибыли в Каспийское море в ноябре 2023 года, их эксплуатация начата в декабре 2023 года.
  3. Транспортировка казахстанской нефти по маршруту Актау — Баку:
    • КМТФ назначен морским оператором с казахстанской стороны.
  4. Заключение договора фрахтования для транспортировки нефти ТОО «Тенгизшевройл»:
    • в мае 2023 года КМТФ заключил договор фрахтования с Chevron Tankers.

Планируемые мероприятия в 2024 году

В 2024 году ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» продолжит работу по развитию альтернативных маршрутов, а также реализацию проектов по обновлению флота и диверсификации бизнеса. КМТФ рассматривает реализацию следующих перспективных проектов:

  • строительство трех нефтеналивных танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн;
  • строительство двух универсальных паромов;
  • создание судоремонтного и судостроительного предприятия в Республике Казахстан.

Реализация данных проектов позволит КМТФ существенно повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке морских перевозок, а также внести значительный вклад в развитие экономики Казахстана.