Взаимодействие с поставщиками

Система закупок

Обеспечение эффективной закупочной деятельности со стремлением соответствовать принципам устойчивого развития является неотъемлемой частью деятельности КМГ, которая способствует достижению стратегических и операционных целей.

Основными принципами закупочной деятельности Группы компаний КМГ являются соблюдение законодательных и внутренних требований, прозрачность закупок, развитие добросовестной конкуренции и предоставление равных возможностей для контрагентов. Вместе с тем КМГ осуществляет ряд инициатив в закупочной деятельности в поддержку отечественных производителей в рамках реализации Программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств.

Закупочная деятельность Группы компаний КМГ регулируется двумя документами:

  • Законом Республики Казахстан от 8 июня 2021 года №47‑VII ЗРК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» (далее — Закон), вступившим в силу с 1 января 2022 года. Закон регулирует базовые принципы и основные положения закупок товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения функционирования и выполнения уставной деятельности компаний квазигосударственного сектора, в том числе принадлежащих Группе АО «Самрук‑Қазына»;
  • Порядком осуществления закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук‑Қазына» и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук‑Қазына» на праве собственности или доверительного управления (далее — Порядок), утвержденным решением совета директоров Фонда от 3 марта 2022 года №193. Порядок разработан в соответствии со ст. 14 Закона и определяет основные принципы и подходы закупок, общий порядок управления закупочной деятельностью, компетенцию Фонда в сфере управления закупочной деятельностью и оператора Фонда по закупкам, основные требования к процессам закупочной деятельности, определение применимых способов закупки, основания для применения закупки из одного источника, а также детализирует процессы закупочной деятельностиК детализации относятся такие вопросы, как сроки, требования к содержанию документации и проводимым процедурам. по управлению категориями закупок, планированию закупок, управлению и выбору поставщиков, управлению договорами поставок.

Для обеспечения и повышения уровня прозрачности и эффективности на основе самых передовых международных стандартов и технологий в закупочных процедурах Группы компаний КМГ применяется портал «Информационная система электронных закупок» (ИСЭЗ), обеспечивающий беспрепятственный доступ (за отдельными исключениями, в первую очередь связанными с государственной тайной) к информации о закупках всем заинтересованным лицам, равенство возможностей для всех участников закупок.

ИСЭЗ позволяет автоматизировать и стандартизировать все процедуры закупочного цикла (от процесса планирования до управления договорами), сократить время при выполнении задач и ослабить степень влияния человеческого фактора. Электронные закупки облегчают доступ на рынок и, таким образом, способствуют повышению эффективности, росту конкуренции и снижению административной нагрузки и операционных расходов.

Помимо публичного распространения информации о закупках, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах и условиях заключения договоров, ИСЭЗ позволяет заблаговременно установить требования для участия в конкурентных закупках, включая критерии отбора и правила проведения торгов, и их публикацию. При этом ИСЭЗ обеспечивает эффективную систему внутреннего контроля, включая обжалование результатов закупок в случае несоблюдения правил или процедур, установленных нормативными документами.

Соблюдение принципов устойчивого развития в закупках

Принципы в области устойчивого развития КМГ нашли отражение в осуществлении взаимодействия с контрагентами на основе законности и прозрачности, соблюдения условий договоров, неподкупности и нетерпимости к любым проявлениям коррупции, а также в отборе контрагентов на основе комбинации факторов: лучшей цены, качества и условий, деловой репутации контрагента.

При этом КМГ выдвигает, в свою очередь, встречные обязательства контрагентам по соблюдению требований принципов устойчивого развития (ESG):

  1. экологическая ответственность (E) — защиты окружающей среды по требованиям законодательства Республики Казахстан;
  2. социальная ответственность (S) — справедливого отношения к сотрудникам, неиспользования детского труда, обеспечения безопасных условий труда;
  3. корпоративное управление (G) — применения законодательства, соответствия системам менеджмента качества и приверженности иным принципам этического поведения.

Данные условия включены в условия договоров, заключаемых КМГ с контрагентами, в целях соблюдения трудовых прав и создания благоприятных условий труда для граждан Республики Казахстан, защиты прав детей и соблюдения экологической безопасности. По мнению КМГ, данные меры помогают уменьшить количество случаев неправомерной деятельности компаний, сотрудничающих с КМГ.

При осуществлении закупок товаров КМГ также устанавливает требования к потенциальным поставщикам о предоставлении сертификатов соответствия системе менеджмента качества.

Общий объем закупок

Общий объем годового плана закупок за 2023 год составил 1 231 млрд тенге без учета НДС.

Одними из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. Конкурентные закупки проводятся путем открытого тендера, запроса ценовых предложений, электронного магазина и товарных бирж. По итогам 2023 года сумма конкурентных закупок годового плана закупок по Группе компаний КМГ составила 622 млрд тенге. Наряду с этим за последние три года доля конкурентных закупок составила 51 %, что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития. Доля неконкурентных закупок, способом из одного источника, осуществляются в исключительных случаях, когда их приобретение конкурентным способом не предоставляется возможным.

Сумма конкурентных закупок, млрд тенге, без учета НДСК конкурентным закупкам относятся закупки путем открытого тендера, запроса ценовых предложений, электронного магазина и конкурентных переговоров.
Год Товары Работы и услуги Итого
Сумма Доля, % Сумма Доля, % Сумма Доля, %
2019 169 12 326 23 495 36
2020 168 15 252 23 420 38
2021 162 15 285 27 447 42
2022 237 23 275 26 512 49
2023 302 25 320 26 622 51
Общий объем поставленных товаров, работ и услуг, включая долгосрочные договоры закупок, и доля внутристрановой ценности в закупках товаров, работ и услуг
Год Товары Работы и услуги ИтогоОбщий объем поставленных товаров, работ и услуг, включая долгосрочные договоры закупок рассчитан без учета закупок, проведенных с применением особого порядка.
Общая сумма, млрд тенге Доля внутристрановой ценности, % Общая сумма, млрд тенге Доля внутристрановой ценности, % Общая сумма, млрд тенге Доля внутристрановой ценности, %
2021 273 57 943 85 1 216 78
2022 410 58 1 290 90 1 700 82
2023 606 50 1 580 88 2 186 77

Снижение доли внутристрановой ценности на 8 % по товарам в 2023 году по сравнению с 2022 годом обусловлено закупом импортного дизельного топлива на 64 млрд тенге для обеспечения потребностей внутреннего рынка. По работам и услугам снижение на 2 % произошло по причине выполнения работ по строительству 2‑й нитки водовода «Астрахань‑Мангышлак» на сумму 99 млрд тенге с низкой долей внутристрановой ценности по трубной продукции. Низкая доля внутристрановой ценности по трубной продукции обусловлена отсутствием у единственного производителя ArcelorMittal Tubular Products Aktau производственной мощности на весь объем по проекту.

Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков

Совершенствование закупочной деятельности с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики является одной из приоритетных задач для КМГ. Действенным инструментом решения данной задачи является реализация механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков.

Предварительный квалификационный отбор (ПКО)Потенциальные поставщики, прошедшие процедуру ПКО, по решению комиссии квалификационного органа включаются в Реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, размещенный в открытом доступе на портале закупок АО "Самрук-Қазына". — процесс оценки потенциальных поставщиков на предмет соответствия квалификационным требованиям, определенным в соответствии с Порядком осуществления закупок; проводится путем анкетирования и аудита.

Основными целями ПКО являются выявление квалифицированных, надлежащим образом отобранных поставщиков, повышение эффективности закупок товаров, работ и услуг (ТРУ) для нужд портфельных компаний Фонда.

Процедура ПКО

За период 2020–2023 годов комиссией Фонда по вопросам ПКО утверждены 24 категории товаров, работ и услуг для проведения закупок дочерними и зависимыми организациями КМГ способом открытого тендера среди потенциальных поставщиков, прошедших процедуру ПКО.

Дополнительно в 2023 году КМГ разработаны и направлены в Квалификационный орган квалификационные критерии по 16 категориям товаров, работ и услуг для проведения ПКО. В настоящий момент данные категории находятся в процессе согласования и утверждения комиссией Фонда по ПКО.

Категорийные закупки

Управление категориями закупок является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат, связанных с закупочной деятельностью и использованием товаров, работ и услуг, включенных в приоритетные категории.

Категоризация осуществляется путем объединения товаров, работ и услуг в категории закупок по общим признакам предмета закупки и (или) единого рынка потенциальных поставщиков. Категории могут включать как одно, так и несколько наименований товаров, работ и услуг. В качестве приоритетных определяются категории с высоким уровнем затрат, критичности, потенциалом экономии и управляемостью.

Категорийное управление позволяет увеличить потенциал экономии за счет более детального анализа путем разработки и утверждения закупочной категорийной стратегии. Данная стратегия определяет оптимальный подход к закупке товаров, работ и услуг исходя из максимизации выгод в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Закупочные категорийные стратегии должны содержать цели и задачи, анализ внутренней и внешней среды, подходы к управлению категориями закупок, требования к развитию поставщиков, расчет выгод и план реализации.

Категорийное управление позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование товаров, работ и услуг за счет применения стратегического планирования, детального анализа закупаемых товаров и услуг и расчетов совокупной стоимости владения, а также за счет кросс‑функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. Данный метод снабжения эффективен тем, что позволяет обеспечить как качество, так и прозрачную цену, работая с надежными производителями и поставщиками.

Управление категориями закупок включает:

  • категоризацию закупаемых товаров, работ и услуг и определение приоритетных категорий закупок;
  • разработку (актуализацию) и утверждение закупочных категорийных стратегий по приоритетным категориям;
  • реализацию закупочных категорийных стратегий;
  • мониторинг реализации закупочных категорийных стратегий;
  • развитие поставщиков.
Объем и выгоды категорийных закупок в 2018–2023 годах, млн тенге
Показатель 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Объем категорийных закупок 13 948,38 41 531,68 49 716,04 109 447,54 93 618,92 115 545,23
Выгоды категорийного управления закупками 1 565,01 4 101,81 7 011,23 13 109,53 8 435,32 7 534,63

Импортозамещение

Будучи компанией, представляющей интересы государства в нефтегазовой отрасли, КМГ ведет активную работу, связанную со стимулированием импортозамещения в закупках в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» от 8 июня 2021 года № 47‑VII ЗРК (Порядок заключения и исполнения офтейк‑контрактов (Программы содействия созданию новых производств, далее — Программа). Основной целью Программы является поддержка частных предпринимателей, инициирующих новые производства, особенно в регионах присутствия, а также технологическое перевооружение с целью выпуска импортируемой продукции, востребованной компаниями АО «Самрук‑Қазына».

Механизм офтейк‑контрактов предусматривает реализацию импортозамещающих проектов с отлагательным условием приобретения и поставки товаров, производство которых будет налажено на территории Республики Казахстан в результате реализации проекта.

По состоянию на 31 декабря 2023 года дочерними и зависимыми организациями КМГ в 2023 году заключено 64 офтейк‑контракта на общую сумму 1,68 млрд тенге.

Справочно
Год Количество Сумма, млн тенге
2019 10 270
2020 41 686
2021 49 388
2022 56 791
2023 64 1 687
Итого 220 3 031

Дополнительно в 2023 году в соответствии с п. 6 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 16 сентября 2023 года № 353, разработаны и утверждены новые KPI (КПД) для организаций КМГ на 2024 год по достижению «доли офтейк‑контрактов в закупках товаров» в размере 10 %.

Завод во время заката