Служба комплаенс
АО НК «КазМунайГаз» в своей деятельности основывается на принципах законности, добросовестности и этичности. Компания строго соблюдает применимое законодательство, предпринимает все возможные действия для предотвращения коррупции, заботится о безупречной репутации и стремится к внедрению высоких международных стандартов в области этики.
Комплаенс‑система КМГ обеспечивает соответствие деятельности Компании законодательству, отраслевым стандартам и прочим обязательным требованиям. Ее элементы интегрированы в виды деятельности Компании.
Основные направления деятельности Службы комплаенс:
- противодействие коррупции;
- соблюдение законодательства, общепринятых норм корпоративной и деловой этики;
- управление инсайдерской информацией;
- положительная деловая репутация;
- управление конфликтами интересов.
Следуя лучшей мировой практике корпоративного управления, в Компания утвердила следующие внутренние документы по вопросам комплаенс:
- Политику в области противодействия коррупции;
- Политику конфиденциального информирования;
- Политику по урегулированию конфликта интересов;
- Политику по проверке благонадежности контрагентов;
- Правила внутреннего контроля для разграничения прав доступа к инсайдерской информации и недопущения возможности неправомерного использования такой информации инсайдерами;
- Кодекс деловой этики.
В целях соответствия стандартам этичного поведения и добросовестного ведения бизнеса Службой комплаенс проводятся проверки контрагентов Компании. Данная практика помогает предотвратить заключение договоров с недобросовестными контрагентами, снизить риски нарушений договорных обязательств.
Службой комплаенс проводятся проверки благонадежности кандидатов на занятия вакантных должностей, связанных с исполнением организационно‑распорядительных и административно‑хозяйственных функций. Это позволяет обеспечивать надежность и профессионализм руководства Компании, снижая возможность коррупционных действий на высоких постах. Одним из условий принятия на работу стали психологические проверки и тесты на полиграфе (детекторе лжи) для кандидатов, в компетенцию которых входит проведение закупок.
Важным шагом по противодействию коррупции в Группе компаний КМГ является проведение внутреннего анализа коррупционных рисков. По результату внутреннего анализа коррупционных рисков принимаются планы мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
В рамках создания эффективной системы управления конфликтами интересов с 2020 года в АО НК «КазМунайГаз» проводится всеобщее декларирование конфликтов интересов по всем работникам Группы компаний.
В связи с включением и нахождением ценных бумаг, выпущенных КМГ в списке торгуемых на фондовых биржах, Службой комплаенс проводятся мероприятия по недопущению возможности неправомерного использования инсайдерской информации лицами, обладающим доступом к такой информации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Средства информирования
В целях своевременного выявления нарушений, предотвращения их негативных последствий, соблюдения законодательства и внутренних нормативов, сохранение репутации и имиджа, улучшения корпоративной культуры в Группе компаний АО «Самрук‑Қазына», в том числе в АО НК «КазМунайГаз» и его дочерних и зависимых организациях, функционирует централизованная горячая линия, оператором которой является независимая аудиторская компания KPMG.
Горячая линия позволяет конфиденциально заявлять об известных фактах коррупции, мошенничества, дискриминации, а также иных нарушениях со стороны сотрудников и контрагентов Компании и ее ДЗО.
Контакты горячей линии размещены на корпоративных сайтах Компании и ее ДЗО. Принимаются меры по ее популяризации.
Вместе с тем уменьшение количества обращений в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 23 % свидетельствует о результативности проводимых в КМГ профилактических мер по предупреждению коррупции.
Компания осознает важность развития каналов инициативного информирования как основных источников поступления сведений о готовящихся или совершенных нарушениях, а также считает, что наиболее действенным способом повышения доверия к каналам инициативного информирования является всестороннее, полное и объективное рассмотрение обращений.
Обучение и повышение квалификации в сфере комплаенс
КМГ, являясь субъектом противодействия коррупции, с большим интересом следит за развитием антикоррупционных инициатив в Республике Казахстан. Мы признаем важность противодействия коррупции и стремимся сформировать антикоррупционную культуру среди своих сотрудников.
Одним из направлений данной деятельности является антикоррупционное обучение с обеспечением его непрерывности, последовательности и актуальности. С целью повышения осведомленности работников АО НК «КазМунайГаз» и ДЗО в области противодействия коррупции службами комплаенс / комплаенс‑офицерами компаний, входящих в Группу КМГ, на периодической основе проводятся совещания, семинары с руководителями и работниками компаний по вопросам действия антикоррупционного законодательства Республики Казахстан, в том числе с участием представителей Агентства по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба).
В текущем году Службой комплаенс проведен семинар по вопросам эффективного противодействия коррупции с участием представителей Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции.
В рамках создания эффективной системы управления конфликтами интересов, а также определения требований к поведению работников, соблюдение которых позволяет минимизировать риски принятия решений под влиянием личных интересов и связей, Службой комплаенс КМГ осуществлено обучение работников по курсу «Конфликт интересов».
Служба комплаенс поддерживает развитие профессиональных компетенций и повышение квалификации комплаенс‑специалистов Группы компаний КМГ. На сегодняшний день в командах комплаенс имеются специалисты с наличием профессиональных сертификатов в области комплаенс, выданных международными и национальными профессиональными организациями в области комплаенс.
АО НК «КазМунайГаз» стремится к высоким стандартам корпоративной ответственности, приверженности законности и поддержанию безупречной репутации. Комплаенс‑система является ключевым инструментом обеспечения соответствия всем обязательным требованиям, будь то законодательство, отраслевые стандарты или этические принципы. Разнообразные направления деятельности, включая борьбу с коррупцией, управление конфликтами интересов и соблюдение стандартов внутреннего контроля, демонстрируют комплексный подход Компании к эффективному управлению и обеспечению прозрачности в своей деятельности.